Поезд или самолет

Когда мы собираемся в поездку или путешествие, один из важных вопросов, который встает перед нами, это как добраться до места.
И если при путешествии за рубеж чаще всего предпочтение отдается авиатранспорту, то при поездках внутри страны обычно выбирают путешествие по железной дороге. За долгие годы в сознании населения твердо укоренилось мнение, что поезд дешевле самолета. Но с этим мнением можно поспорить.
В этой статье подробно не будет обсуждаться тема международных перевозок, где авиатранспорт в большинстве случаев будет дешевле, быстрее и, кроме того, удобнее в части пересечения границы и прохождения таможенного контроля. Интереснее рассмотреть вопрос внутренних перевозок.
Конечно, есть населенные пункты, где нет аэропорта или удаленность от аэропорта, делает полет на самолете неудобным и действительно дорогим,  если  можно выйти на станции вблизи непосредственного пункта назначения. Однозначный плюс в сторону железной дороги.
В тех случаях, когда надо преодолеть несколько тысяч километров, например, в города Сибири или Дальнего Востока, самолет явно выигрывает, обеспечивая экономию времени, должный уровень комфорта. По стоимости вопрос неоднозначный, так как цена на авиабилет зависит от даты полета, даты покупки, условий перевозки и прочего. Если поездка является запланированной, то вполне реально купить авиабилет по цене соизмеримой, а иногда более низкой, чем жд билет (как правило, купейный).
 
Основная борьба за пассажира происходит на сравнительно небольших расстояниях до 2000-3000 километров, в пределах двух - трех часов полета или суток езды на поезде. Когда, речь не стоит о каких-то особенных обстоятельствах, то железнодорожный транспорт забирает к себе аэрофобов, либо пассажиров, путешествующих в период плохих погодных условий.
Так как в такой период задержка рейса вкупе со всей дорогой по времени может стать соизмеримой с поездкой на поезде, где вероятность задержки есть, но ниже, чем у самолета. Кроме этого, железная дорога чаще выигрывает на участках регион-регион, где между городами нет достаточного авиасообщения, тут расписание и стоимость играют не в пользу самолета.
Но в последнее время возобновляется авиасообщение в регионах, модернизируются аэропорты, в них приходят крупные авиакомпании. Так сравнительно широкий спектр авиакомпаний представлен в аэропортах таких городов, как Воронеж и Белгород, где предлагаются маршруты не только в Москву и Санкт-Петербург, но и в другие города, минуя столицы.
При этом конкуренция между авиакомпаниями позволила снизить стоимость билета и при правильном подходе, билет на самолет может быть дешевле поезда, во всяком случае, дешевле купейного вагона. Также с приходом крупных авиакомпаний в регионы, у жителей появилась возможность совершить транзитный авиаперелет, как правило, через Москву по городам маршрутной сети авиакомпании. Это несомненно может позволить сэкономить время, а в некоторых случаях и деньги.
Но безусловными лидерами по количеству авиапассажиров являются крупные города и в первую очередь столицы. Это обусловлено присутствием большого количества авиакомпаний, базированием лоукост-перевозчиков, а также наличием скоростного железнодорожного движения. Поэтому зачастую на ближне- и среднемагистральных маршрутах цена билета на поезд соизмерима с авиабилетом.
Тут представители жд- и авиатранспорта соревнуется в скорости связи городов. Так, на линии Москва - Санкт-Петербург, скоростной поезд связывает два центра за четыре с небольшим часа. Продолжительность полета на этом направлении около часа, при этом необходимо добавить время на дорогу в аэропорт и из него, время на прохождение предполетных процедур и потенциальную возможность задержки рейса. В сумме получаются те же четыре-пять часов, но больше динамики в дороге. 
Стоит отметить, что для жителей многих спальных районов большого города добраться до аэропорта быстрее, чем до вокзала, расположенного в центре. И если в пункте назначения вам не требуется центр, то самолет имеет шанс выиграть по времени. При равных условиях по цене и времени, необходимо также учитывать фактор нормы провоза багажа, которая для самолета более жесткая.
В случаях, когда нужно просто добраться до места назначения налегке и без багажа, то цена может конкурировать даже с плацкартным билетом. При этом сейчас не только лоукостеры предлагают такие тарифы, но и полносервисные компании предлагают тарифы для пассажиров без багажа и тарифы с другими ограничениями в услугах в обмен на низкую стоимость билета.

Преимущества и недостатки

Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки. Сторонников у каждого из них достаточно. Однако, подводя итоги данной статьи, хочется дать несколько советов. При планировании поездки следует отказаться от стереотипов, что «самолет - это дорого и небезопасно» и прочего в этом духе. Также необходимо оценить количество времени,  добавить к нему риск на возможные задержки.
Следует оценить количество своего багажа, время и стоимость дороги до аэропорта или вокзала. Перед покупкой билета можно воспользоваться одним из многочисленных сервисов по поиску и сравнению билетов. Возможно, они удивят вас найденным предложением по цене.
К вопросу планирования поездки следует подойти комплексно, а также не стоит забывать, что при изначально низкой стоимости железнодорожного билета к ней нужно прибавить стоимость на накладные расходы. В первую очередь необходимо учесть затраты на питание, необходимое для путешествия поездом в течение длительного времени.
Вне зависимости от того, какой вид транспорта будет выбран, всегда следует отправляться в дорогу в хорошем настроении, и тогда она будет легкой и приятной.